Новая аттестация педагогов с 2020 года: правила и процедуры

На 2020 год президентом России поставлена масштабная задача по реорганизации и улучшении сферы образования. Одним из элементом этой реформы станет новый порядок прохождения аттестации педагогами. Изменения направлены на улучшение работы и выявление проблемных мест.

Необходимость нововведений

Ныне существующая система аттестации преподавательского состава имеет существенные недостатки, которые отражаются на работе людей. Среди них отмечают следующие:

  • большой бумагооборот, который нужно соблюдать учителям. Сюда относится сбор и хранение дипломов, сертификатов, выполнение квалификационных работ;
  • разрозненный подход к процедуре. Каждый регион страны разрабатывает свои нормы и правила – открытые уроки, предоставление документов, экзамен для учеников;
  • главным минусом является то, что успешно пройденная аттестация ни в какой мере не повлияет на карьерную лестницу учителя.

Реформа 2020 учитывает эти недоработки и содержит меры по их исправлению.

Для успешного прохождения аттестации педагог не должен будет отчитываться документами.

Его задача наглядно продемонстрировать успеваемость учеников, способность замотивировать на обучение, собственный уровень знаний.

Все требования и стандарты будут унифицированы по всей стране.

Новые правила

Разработанная программа будет включать в себя несколько аспектов. Важную, и одну из основных ролей среди них занимают Единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ). Полный текст этого документа еще не готов окончательно. Однако, сейчас можно ознакомиться с основными блоками:

  • письменное задание по предмету. В него включены не только задания по дисциплине, но и материалы по организации и проведению уроков, преподнесению материала ученикам. Время выполнения работы около 2 часов;
  • открытый урок, записанный на видео. В результате его анализа можно сделать выводы о способах воспитательного процесса, усвоение материала учениками, мерах по мотивации на обучение, атмосфере урока в целом;
  • выполнение педагогического кейса. Задача учителя решить нестандартную задачу, касающуюся его профессиональной деятельности. Это может быть общение и адаптация социально-неблагополучных детей, поддержание дисциплины в “трудных” класса и многое другое.
  • На прохождение всех этапов аттестации педагог затратит не более 4 часов. Блоки проводятся не единовременно, а разделены на несколько дней.

    Помимо успешного прохождения ЕФОМ, педагог должен будет предоставить несколько документов. Получить их можно у администрации школы:

    • справка от работодателя;
    • статистика оценки знаний учеников;
    • отзывы и комментарии выпускников учебного заведения.

    Новая аттестация оценивается по 100 балльной системе. Распределение баллов следующее:

    • за успешное прохождение ЕФОМ будет начислено 60;
    • анализ успеваемости учеников – 25;
    • справка от работодателя, содержащая характеристику – 10;
    • мнение выпускников – 5.

    На сегодняшний день, в законе не указано как будет проходить учет и оценка мнения бывших учеников школы.

    Процедуры аттестации с 2020 года

    Первый этап экзаменов ожидает выпускника педагогического ВУЗа уже при трудоустройстве.

    С его помощью работодатель может оценить уровень профессиональных знаний, умений выстроить и подать учебный материал, а также личные качества учителя. Точных формулировок заданий или схемы проведения экзамена пока не существует. После успешного прохождения этого этапа выпускник будет зачислен в педагогический состав школы.

    Повторная экзаменация будут назначена ему по истечении 2 лет работы учителем.

    Она будет проходить по форме, описанной выше.
    С проведением реформы расширяются и возможности развития карьеры учителя. По своему желанию, педагог может двигаться в двух направлениях:

    • вертикальное продвижение. Здесь подразумевается повышение квалификации и получение 1-й или высшей категории учителя;
    • горизонтальный рост. Профессия учителя, в новой реформе, включает в себя несколько должностей. Начиная от обычного педагога (дающего качественные знания в “непроблемных” классах), старшего учителя (работа с коррекционными классами, углубленное изучение предмета, индивидуальный подход), и заканчивая ведущим специалистом (его задача в контроле и помощи своим коллегам, совместная работа с дефектологами и психологами).

    Такое расширение направлений развития позволяет выпускнику-педагогу выбрать подходящий именно ему путь. Для успешного продвижения созданы все условия: понятный и четкий механизм аттестации, доступность ее прохождения, объективная всесторонняя оценка.
    Реформа позволит выявить уже существующие проблемы и подобрать правильные пути их решения. Уже работающие педагоги могут заранее подготовиться к экзамену и подтянуть свои слабые места.

    Источник: 2020god.su